blog

Аюрведический взгляд на пшеницу и глютен

Аюрведа
Движение за безглютеновую диету превратилось в многомиллиардный пищевой бизнес, распространившийся по всему миру. Кажется, что глютен - это самая страшная пищевая опасность, более негативная, чем мясо. В этом посте мы рассмотрим сильные и слабые стороны безглютеновой диеты и то, почему Аюрведа рекомендует пшеницу при многих конституциях и заболеваниях.

В магазинах натуральных продуктов и супермаркетах мы видим целые отделы безглютеновой продукции. Некоторые продукты, такие как молоко, кукуруза или картофель, которые никогда не содержали глютен, теперь рекламируются как безглютеновые. Существуют безглютеновые пекарни и безглютеновые разновидности всех видов тортов и кондитерских изделий.

Пшеница была самым распространенным основным продуктом питания в мире на протяжении нескольких тысяч лет с момента зарождения сельского хозяйства в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке, Индии и в Китае. Пшеница также долгое время занимала центральное место в рационе людей из России, Украины и Белоруссии. Ячмень и рожь, также широко распространенные злаки, содержат некоторое количество глютена и иногда отвергаются наряду с пшеницей, что значительно сокращает количество традиционных злаков, наиболее часто используемых в нашем рационе.

Сегодня многие люди действительно страдают от пищевой аллергии или непереносимости, число которых постоянно растет, а проблемы со здоровьем - от кандидоза до синдрома раздраженного кишечника и «дырявого» кишечника - могут быть весьма серьезными. Современная медицина доказала важность здорового биома в кишечнике для правильного пищеварения и жизнедеятельности.

Безусловно, существует множество трудно перевариваемых продуктов, начиная от нездоровой пищи и фастфуда, заканчивая продуктами, приготовленными на некачественном растительном масле, слишком большим количеством жареной пищи, тяжелыми сладостями и перееданием. Вдобавок к этому существуют такие сложности, как промышленное земледелие, ГМО-культуры и экологически плохие почвы. Проблему усугубляет наш стрессовый образ жизни и нежелание готовить еду самостоятельно.

Неудивительно, что многие люди испытывают проблемы с рядом продуктов, которые тяжелы по своим свойствам и поэтому медленнее перевариваются. К ним относятся молочные продукты, твердые сыры, пшеница, соя, мясо, рыба, яйца, арахис или орехи, а также многие другие продукты.

Конечно, когда наша иммунная система и пищеварительная система ослаблены, то белая мука и изделия из нее легко становятся пагубными и их следует избегать. Кроме того, ГМО и современное промышленное выращивание пшеницы может привести к получению некачественного сорта пшеницы. Поэтому некоторые предостережения относительно пшеницы действительно обоснованы.


Аюрведические рекомендации по употреблению пшеницы

Пшеница остается важным продуктом питания, широко используемым в Аюрведе. Она особенно рекомендуется людям воздушного типа Вата и огненной Питты, благодаря своей питательной природе, которая содержит больше белка, чем рис, и лучше подходит для более холодного климата или времени года. Однако пшеницы следует избегать представителям типа Капха, которые склонны к избыточному весу и замедленному пищеварению.

Аюрведа всегда корректирует диету в зависимости от индивидуальной конституции и силы пищеварения, или пищеварительного огня, Джатхарагни, который отвечает за переваривание принимаемой пищи.

Агни имеет тенденцию быть низким у водных типов Капха, неравномерным у воздушных типов Вата и слишком высоким у огненных типов Питта. Несбалансированный Агни может сделать любую пищу трудно перевариваемой, особенно тяжелые продукты, к которым относится пшеница.

Возникает вопрос, всегда ли проблема в продуктах питания, таких как пшеница или молочные продукты, или же дело в нашем низком или слабом Агни?

Возможно, лечение лучше проводить с помощью специй, усиливающих пищеварительный огонь, а не просто избегая тяжелой пищи. К таким специям, стимулирующим Агни, относятся имбирь, куркума, кумин, кориандр, базилик, кардамон и десятки других, включая такие острые специи, как чили, черный перец и горчица. Фактически все кулинарные травы и специи имеют здесь свою ценность.

Не всегда причиной возникновения амы или аллергии на глютен являются определенные продукты (пшеница), реальной проблемой может быть наша собственная слабость пищеварения. Хотя временный отказ от трудно перевариваемых продуктов может быть полезен, а в долгосрочной перспективе важнее будет усилить свой собственный пищеварительный огонь.

Также важно получать пшеницу хорошего качества из натуральных источников. К таким сортам относится индийская пшеница или атта, а также спельта - более старая разновидность европейской пшеницы. Вся такая пшеница должна быть органической.

Кроме того, дрожжи, используемые в хлебе, могут вызывать пищевую аллергию и быть настоящей проблемой, а не пшеница. В таких случаях помогает употребление чапати или пресного пшеничного хлеба.

Короче говоря, прежде чем сесть на безглютеновую ленту, подумайте о своем дошическом типе или аюрведической конституции: Вата, Питта или Капха, обратите внимание на состояние своего Агни или пищеварительного огня и поддерживайте его в равновесии, а также убедитесь, что используете качественную цельную пшеницу, если употребляете пшеницу.

Капха-типам или тем, у кого низкий Агни, а также тем, у кого высокая Ама или токсичная непереваренная пища в организме, следует быть осторожными с пшеницей в рационе, особенно с белой мукой, выпечкой и дрожжевым хлебом.

Для восстановления пищеварения тем, у кого плохое здоровье или слабое пищеварение, Аюрведа обычно рекомендует сначала диету китчари с равными частями расщепленного мунга и риса. Пшеница может быть введена позже, когда пищеварение восстановится.

В заключение следует сказать, что нет ни одного натурального продукта питания, особенно такого широко распространенного, как пшеница, который был бы для нас врагом. Реальная основа здоровья в нашей собственной пищеварительной способности и образе жизни. И для лечения различных дисбалансов существует множество натуральных и проверенных методов лечения. В этом и заключается мудрость Аюрведы - лечить каждого индивидуально, а не пропагандировать пищевые догмы или панацеи для всех, независимо от различных типов ума-тела и состояний.