После упражнений, массажа и купания тело становится гибким и расслабленным и лучше всего подготовлено к длительному сидению для медитации, называемому бхавана или дхьяна. Существуют различные медитативные техники, и не все они подходят каждому человеку.
Вата индивидам принесут пользу медитативные техники, которые включают много ритуалов, образов и визуализации. Качество ума ваты аналогично упряжке диких лошадей, каждая из которых тянет в противоположных направлениях. Такие медитативные техники обеспечивают организованную и структурированную среду для использования неустойчивости вата.
Питта индивидам принесут пользу сосредоточенные и дисциплинированные медитативные техники, таких как внимательность к дыханию или созерцание конкретных объектов чувств (например, обоняния, вкуса, зрения, осязания или слуха). Однонаправленность таких медитаций очищает ментальные огни питта ума, проясняя намерение и усиливая способности к концентрации.
Капха индивиды могут захотеть сделать упор на медитации преданного служения, такие как медитация на божество (бхакти-йога), или выполнять более активные формы медитации, такие как медитация при ходьбе и карма-йога. Использование более активных форм медитации помогает противостоять относительной стабильности, тупости и медлительности капха ума.
Однако ни одно из этих предложений не является догмой, и все эти методы могут быть подходящими для всех людей на разных этапах их жизни и в разных ситуациях. Медитация — это процесс понимания наших привязанностей, освобождения сознания от обусловленного существования. Это единственная техника, которая упоминается в древних текстах как способная привести к осознанию высшего сознания, с полной безопасностью и тотальным само исследованием.
Существует множество различных видов медитации: в конечном счете, сама жизнь является своего рода медитацией, и поэтому всякая деятельность является медитативным упражнением. Цель медитации — быть внимательными, осознавать себя, направлять внимание на наши намерения, мысли и действия в каждом случае. Для большинства это было бы слишком трудной задачей, чтобы жить своей повседневной «нормальной» жизнью, и поэтому следует ежедневно выделять время для развития этого состояния, для поддержания живого пламени внимательности, чтобы оно освещало нашу повседневную жизнь. жизнь. Преимущество регулярных утренних медитаций в том, что они делают нас более внимательными в течение остального дня. Некоторые техники требуют повторения мантры или использования визуализаций — во всем этом нет необходимости, когда внимание направлено внутрь, на природу ума.
Самый простой метод медитации — это напа-насати-бхавана, или медитация осознания дыхания. Ведическая традиция утверждает, что дыхание, представленное мантрой «Со-Хам», представляет собой разделение сознания. Когда мы фокусируемся на дыхании, когда «Со» становится «Хам», а «хам» становится «со», мы объединяем сознание и выходим за пределы состояния двойственности.
Найдите тихое место в доме, где вас никто не побеспокоит, выключите свет и закройте шторы. Если хотите, зажгите маленькую свечу перед тем, как начать, и, зажигая ее, представляйте, что этот свет представляет собой полное озарение вашего сознания. Примите удобную позу сидя на полу, на сложенном одеяле или другой твердой поверхности. В идеале сядьте в одну из трех йогических сидячих поз со скрещенными ногами, таких как падмасана, сиддхасана или сукхасана.
Если у вас есть какие-либо трудности с этими сидячими позициями, попробуйте подложить под ягодицы подушку, обопритесь о стену спиной. Если вам все еще трудно, сядьте на стул или на край кровати. Старайтесь держать спину достаточно прямой, не напрягаясь и не напрягаясь. Положите руки на колени ладонями вверх, положив одну ладонь на другую, или положите ладони на каждое колено. Закрой глаза. Во время вдоха сосредоточьте свое внимание на расширении и сокращении живота. Если ваш живот не движется, а грудь движется, положите руки на живот и постарайтесь перевести дыхание в живот. Как только вы освоите этот вид дыхания, положите руки обратно на колени или на колени. Убедитесь, что вы сидите достаточно прямо, как если бы каждый позвонок в вашей спине был нагроможден один на другой, как блочная башня, а спинной мозг внутри висит вертикально.
При вдохе сосредоточьтесь на движении живота наружу, а при выдохе сосредоточьтесь на движении живота внутрь. Удерживайте свое внимание на движении живота. Ни в коем случае не форсируйте и не контролируйте свое дыхание — просто дышите нормально. Старайтесь не следить за дыханием полностью вниз или полностью наружу: просто Осознавайте свое дыхание. Чтобы удерживать внимание на этих движениях, мысленно повторяйте про себя «поднимается, поднимается» на вдохе и «падает, опускается» на выдохе.
Альтернативный метод — сосредоточиться на движении воздуха через ноздри. На вдохе мысленно повторяйте «вдох, вдох», а на выдохе мысленно повторяйте «выдох, выдох». Почувствуйте, как дыхание входит и выходит из вашего носа. Если вы слишком перегружены, чтобы легко дышать через нос, верните внимание на живот.
Экспериментируя с этими различными техниками в течение первых нескольких минут медитации, определите, какой объект медитации вам больше подходит: движение живота или движение воздуха через ноздри. Однако, выбрав метод, придерживайтесь его и не переключайтесь между разными методами.
Когда вы сосредотачиваетесь на своем дыхании, вы можете заметить, что мысли или образы входят в ваше сознание. Во время медитации вы можете внезапно оказаться вовлеченными в длинную цепочку мыслей, воображая какой-то сценарий или видя определенные образы. Когда вы это осознаете, постарайтесь вернуть внимание к своему дыханию. Не осуждайте себя, мысли или образы, которые вы испытываете: просто вернитесь к дыханию.
Задача осознанности требует, чтобы вы осознавали, как ваш сенсорный опыт окрашивает и влияет на ваше сознание. Но вместо того, чтобы определять цель или намерение этих ощущений, практика медитации позволяет вам понять, насколько подвижно ваше повседневное сознание. Медитация на дыхании позволяет вам быть объективным свидетелем своего сознания, а не субъективным участником. Если мысли приходят в ваше сознание во время медитации, не идентифицируйте их и не отслеживайте их источник. Точно так же, если вы слышите шум, не пытайтесь определить происхождение звука, а просто определите его воздействие на ваше сознание, мысленно повторяя «слушаю, слышу, слышу». Если шум порождает мысленный паттерн, повторяйте про себя «думаю, думаю, думаю». Если ваше тело начинает болеть или вы где-то чувствуете щекотку, не верьте этим ощущениям во время медитации: просто повторяйте про себя «чувство, чувство, чувство», пока ощущение не утихнет.
Старайтесь практиковать медитацию примерно 10–15 минут каждый день, желательно во время брахмамухурты, в утренние часы перед восходом солнца. Когда вы привыкнете к этой технике, попробуйте увеличить эти периоды медитации до 20–60 минут каждый день.